Основное назначение легавых собак – охота на пернатую дичь, таящуюся в зарослях болотной растительности и по берегам водоемов. При этом собака указывает местонахождение найденной птицы стойкой, т.е. характерной приостановкой в напряженной позе. Несмотря на известный стереотип в действиях собаки, охотника и дичи, эта красивейшая, увлекательная охота никогда не кажется однообразной.
Наибольшей любовью в нашей стране издавна пользуются легавые собаки, выведенные в Великобритании: пойнтер, английский, ирландский и шотландский сеттеры. В последние десятилетия среди многих наших охотников стали так же популярны немецкие легавые – короткошерстные и жесткошерстные.
Кроме этих наиболее массовых пород иногда встречаются единичные экземпляры немецких длинношерстных легавых, малых мюнстерлендеров и венгерских легавых, которые в нашей стране не получили широкого распространения.
Сеттеров и пойнтеров, выведенных англичанами, называют островными легавыми собаками в отличие от континентальных пород, созданных немецкими, французскими и другими европейскими собаководами. При выборе собаки следует руководствоваться в первую очередь своими охотничьими пристрастиями и возможностями, чтобы и охота была в радость, и собака не скучала без дела.
До выхода в поле, примерно к годовалому возрасту, собаке должны быть привиты навыки общего послушания, из которых для натаски особенно нужно безукоризненное подчинение продолжительному свистку как призывной команде, и выполнение приема «лежать» вблизи дрессировщика и на расстоянии по команде голосом и поднятием руки.
Полевая натаска легавой собаки обычно разделяется на три основных этапа: отработка поиска, ознакомление с птицей и приучение к выстрелу по птице. Сегодня мы поговорим о первых двух этапах.
ОТРАБОТКА ПОИСКА
Под правильно поставленным поиском легавой нужно понимать такой ее ход при розыске птицы, при котором собака наиболее исчерпывающе обыскивает предоставленное ей поле, работая от ведущего на ветер вправо и влево, в пределах видимости и слышимости команд, делая все это как бы самостоятельно. При этой системе поиска собака движется, как челнок, а линии ее движения в ту и другую стороны будут почти параллельны, откуда и носят название параллелей. Расстояние между параллелями должно соответствовать дальности чутья собаки. Движение собаки правильным «челноком» возможно лишь против ветра, а потому даже хорошо натасканные собаки, пущенные работать по ветру, обыскивают поле бессистемно.
При работе над поиском используется врожденное, инстинктивное стремление собаки к розыску птицы. В результате натаски это бессистемное стремление собаки к розыску птицы должно быть уложено в определенную систему – движение челноком. Одновременно мы работаем над развитием ее чутья. Систематически ставя собаку против ветра, мы «поднимаем» ей голову, чем создается возможность максимально дальнему причуиванию. Работу над поиском лучше начинать до знакомства собаки с птицей на болоте, где нельзя встретить дичь. После нескольких уроков, когда собака более или менее усвоит предъявляемые ей требования, работу над поиском переносится на то болото, где собака будет встречаться с птицей.
Для усвоения собакой движения на параллелях с первого же урока нужно применять крепкий шнур длиной 25–30 метров, на одном конце которого прикреплен карабин, а на другом – петля для удержания шнура в руке. В дальнейшем шнур поможет и при удержании собаки от гоньбы.
Перед пуском в поиск собаку укладывают у ноги с левой стороны, а натасчик встает лицом прямо против ветра. Дав собаке успокоиться, натасчик делает поворот направо и, пройдя 4–5 шагов, дает собаке команду «вперед». Как только собака обгонит его, натасчик поворачивается налево и, встав таким образом снова лицом против ветра, не торопясь движется в этом направлении.
Как только собака, находящаяся в это время от натасчика в правой стороне, уйдет почти на всю длину шнура, ведущий дает свисток и, повернувшись налево, жестом показывает, чтобы собака следовала за ним. Если собака не подчинится, то рывок затянувшегося шнура заставит ее сделать это. Как только собака повернется и последует за натасчиком, шнур быстрыми движениями укорачивается, чтобы не мешать ходу собаки, и вновь распускается, как только она обгонит ведущего. Последний тут же вновь поворачивается лицом против ветра, следя за движением собаки. Не давая натянуться шнуру, натасчик вновь свистом и рывком заставит собаку повернуться и следовать в нужном направлении. Эти систематически повторяющиеся движения натасчика при неослабном внимании за ходом собаки постепенно создадут у нее навык движения на параллелях.
«Секрет» пользования шнуром состоит в том, чтобы свисток, приказывающий собаке повернуться и следовать за натасчиком, предшествовал бы рывку, а не наоборот. Короткий свисток постепенно превратится в сигнал «поворот». Продолжительный же свисток останется прежней призывной командой.
Применяя шнур длиной 25–30 метров, мы тем самым приучаем собаку двигаться на параллелях этой широты вправо и влево, какового расстояния собака будет придерживаться в течение последующих уроков без удержания шнура в руке и после полного освобождения. Для успеха натаски необходимо с первого же дня работы над поиском прекратить свободные прогулки с собакой в поле, а по окончании урока тут же брать собаку на сворку.
ОЗНАКОМЛЕНИЕ С ПТИЦЕЙ
Полностью ознакомить собаку с дичью – это не значит добиться от нее лишь стойки по птице. Помимо этого, она должна причуивать дичь на предельном для ее чутья расстоянии, останавливаясь в зависимости от той или иной строгости птицы. Необходимо также, чтобы собака знала повадки этих птиц; она должна отличать запах, идущий непосредственно от птицы, от ее следа, а также игнорировать мелких птичек.
С этой целью нужно сделать с ней какое-то количество выходов в поле, во время которых собака должна ознакомиться с новым, неизвестным ей доселе внешним миром, с многочисленными и волнующими болотными запахами, среди которых она будет со временем отличать запах дичи и делать по ней стойку.
Процесс ознакомления с птицей является продолжением работы над поиском и производится одновременно с последней. При этом собака должна находиться по-прежнему на шнуре и двигаться только против ветра. Лучшей птицей для развития чутья и манеры верхнего причуивания является бекас. Если же приступают к натаске весной, для этого незаменим дупель, который держится на малозаболоченных местах, спокойнее подпускает собаку и недалеко перемещается.
Собаки, натасканные по бекасу и дупелю, почти без предварительного ознакомления работают и по тетереву, сохраняя манеру верхнего причуивания; натасканные же в лесу приучаются работать нижним чутьем и не сразу принимаются искать болотную дичь. Кроме того, лесная обстановка затрудняет работу над поиском и осложняет наблюдение за собакой.
Работа первопольной собаки по коростелю должна быть совершенно исключена. Нельзя злоупотреблять и натаской по перепелу, который сильно таится и приучает собаку делать стойку лишь в непосредственной близости к птице.
Не все собаки одинаково скоро ориентируются в новых для них условиях и не все одинаково скоро проявляют стойку. Одни это делают с первых выходов в поле, другие значительно позднее. Известны многочисленные примеры, когда собаки, проявившие в зрелом возрасте дальнее чутье, долго не принимались работать птицу, и наоборот.
Объяснение этому нужно искать в состоянии нервной системы тех и других собак. Собаки уравновешенного типа скорее ориентируются в поле, а поэтому и раньше начинают различать запах дичи, пробуждающий в них инстинктивное стремление к источнику этого запаха, завершающееся стойкой. Иными словами, собаки эти имеют верное чутье, хотя оно может быть средним по дальности. У собак возбудимого типа процесс дифференциации полученных раздражений протекает затруднительно, а потому они позднее начинают делать стойки. По измененному отношению собаки к дичи, разнюхиванию следа взлетевшей дичи и более сосредоточенному вниманию к ее взлету можно предугадывать время первой стойки.
Момент этот можно ожидать уже при каждом новом выходе в полежи, поэтому к нему нужно быть готовым, чтобы не пропустить его, ибо важно заставить собаку быть спокойной при взлете первой же птицы, поднявшейся после стойки. К собаке, вставшей на стойку, нужно подойти, сохраняя спокойствие, держа ее на чуть-чуть натянутом шнуре. Нельзя долго задерживать собаку на стойке. Командой «вперед» заставляют ее согнать птицу, при взлете которой надо подать команду «лежать». Если собака проявит вполне естественное стремление двинуться за взлетевшей птицей, повторная команда «лежать» и рывок заставят ее подчиниться. Затем собака должна быть обласкана и пущена вновь в поиск только после полного успокоения.
После первой стойки собака как бы перерождается в своем поведении и с этого момента начинает отмечать каждую встречающуюся в сфере ее чутья птицу. Не надо допускать, чтобы собака видела место перемещения птицы, что приучает легавую брать птицу «на глазок», а не работать ее чутьем. Место перемещения должно быть точно замечено натасчиком, чтобы на коротких параллелях направить собаку к птице.
Стойка собаки должна быть крепкой, т.е. продолжаться до подхода натасчика и до его команды «вперед». Если птица поднимется из-под стойки до подхода натасчика, то командой, поданной на расстоянии, нужно заставить собаку лечь. В случае неподчинения и броска за птицей собаку нужно одернуть шнуром или подозвать свистком и, не наказывая, отвести к месту стойки и уложить. При наказании собаки, подошедшей на свисток, собака перестанет выполнять эту команду.
В результате процесса ознакомления с птицей собака должна проявлять полное спокойствие при взлете птицы и самостоятельно ложиться как при взлете птицы из-под стойки, так и при всякой случайной встрече с птицей. Спокойное состояние легавой собаки при выстреле по птице является важнейшей и завершающей частью ее натаски. Об этом будет следующий наш рассказ.