Обучение легавой собаки подаче дичи С легавой собакой обычно не приходится охотиться на водоплавающую дичь. Поэтому и подача стреляной птицы в этих условиях необходима лишь в крайних случаях: когда дичь случайно падает и воду или на другую сторону водоема. По условиям некоторого вида охот, например по фазанам в обстановке густых зарослей, где подранок может быстро убежать подача уже приобретает большое значение в работе легавой собаки. Однако необходимо помнить, что подача дичи сильно горячит не только молодую, но и старую, опытную собаку. Подача дичи нередко является одной из причин срыва стойки и гоньбы за птицей. Вследствие этого не рекомендуется разрешать первоначальной собаке подавать убитую дичь, если она даже и способна на это. Подачу можно допустить только собаке многопольной с идеальным послушанием и то в случаях крайней необходимости, когда по условиям местности убитая дичь не может быть взята руками или есть опасение, что подранок либо убежит, либо забьется в такое место, откуда его нельзя будет достать. Почти каждого щенка нетрудно обучить подаче различного рода вещей, например перчатки, шапки, плетки и т. п. Однако когда дело доходит до подачи птицы, он начинает не только отказываться от этого, но и всячески избегать брать птицу в рот. Многие легавые собаки испытывают отвращение к ощущениям во рту перьев убитой птицы. Поэтому обучение собаки подаче дичи по приказанию - дело сложное; оно требует большого опыта и исключительно осторожного подхода. Малейшее проявление жестокости, особенно если приходится иметь дело с робким и нервным, щенком, может навсегда его запугать и сделать совершенно непригодным для выполнения остальных, необходимых для охоты требований дрессировки. Некоторые породы легавых собак, например спаниели, имеют природную склонность к подаче дичи, и вполне естественно, что занятия с такими собаками значительно упрощаются. В обучении подаче дичи важное значение приобретают исключительно ласковое обращение со щенком и поощрение его за четкое выполнение приказания. Но если владелец щенка видит, что тот не поддается обучению подаче, надо немедленно прекратить с ним эти занятия. Необходимо добиваться, чтобы щенок выполнял приказания не только по своему настроению, когда ему хочется поиграть, но во всякое время и в любой обстановке. Игрой же со щенком следует пользоваться лишь для того, чтобы он освоился с держанием во рту какого-либо предмета и вообще не был бы враждебно настроен к какой бы ни было поноске. Превопольного щенка целесообразнее всего обучить подаче и поноске лишь тех предметов, которые он охотно берет. Только к концу сезона второго поля, когда у щенка окончательно закрепятся его полевые качества и он окажется безупречным в отношении поведения после взлета птицы и выстрела, можно будет начать с ним занятия по подаче птицы. Приучать щенка к поноске следует примерно с восьми-десятимесячного возраста, когда он достигнет известного физического развития и будет достаточно смышлен. Нередко приходится наблюдать, как щенок во время прогулки, схватив какую-либо палочку или кость, начинает с нем носиться, играть, временами подкидывать ее в воздух и снова хватать в рог. Нужно подозвать щенка и постараться отобрать у него предмет его забавы. Если же он упорно не хочет отдать этот предмет, надо предложить ему кусочек лакомства, который заставит его выпустить изо рта захваченный предмет. Съев лакомство, щенок вспомнит о взятой у него игрушке и сейчас же подбежит к вам. Если показать ему эту поноску и бросить ее на десять-пятнадцать шагов, то можно будет наблюдать, как щенок опрометью бросится и жадно схватит знакомый ему предмет. В этот момент словесным приказанием подай нужно подозвать щенка к себе и, погладив его за послушание, дать ему лакомство. Такой прием надо повторить раза три-четыре, пока щенку не надоест эта игра. Затем нужно незаметно убрать предмет, который подавал щенок. В летнюю жаркую пору таким же способом нетрудно научить щенка подавать поноску из воды. Для этого необходимо выбрать неглубокое место в речке с отлогим песчаным берегом. Бросить сначала недалеко (на пять-восемь шагов от берега) какую-либо палочку, дав предварительно щенку обнюхать ее, затем приказанием подай послать щенка в воду. Схватив в зубы брошенный предмет, щенок понесет его к берегу. Тут важно не позволить щенку бросить поноску на землю, а успеть взять ее прямо у него изо рта и ласково погладить его. Повторяя систематически данный урок и постепенно бросая предмет все дальше и дальше от берега, по мере того как подача с более близкого расстояния будет выполняться хорошо, можно в довольно короткий срок научить щенка подаче поноски из воды. После того как щенок научится подавать, полезно во время прогулки приучать его носить нетяжелый предмет, например плетку или палочку, сначала на небольшие расстояния (шагов на пятнадцать-двадцать). Для этого, взяв щенка на поводок, следует одновременно с приказанием "нести" дать ему тот или иной предмет. Если щенок бросит поноску, надо сейчас же, почти не останавливаясь, поднять ее и на ходу вложить ему в рот. Расстояние для поноски постепенно увеличивают. Но нельзя злоупотреблять этим занятием, иначе оно может надоесть, щенку, и он начнет бросать поноску. Когда щенок научится хорошо носить и подавать брошенную на его глазах поноску, его можно заставлять приносить поноску, положенную на землю в некотором расстоянии от него. Чтобы возбудить внимание щенка, его берут на поводок и, дав ему понюхать поноску, кладут ее при нем на землю. Щенок сейчас же начнет рваться, чтобы схватить поноску, но его успокаивают, оглаживают, отводят на небольшое расстояние и держат около себя 1 - 2 мин, затем спускают с поводка и, подав приказание "подай", заставляют принести поноску; за выполнение приказания одобряют щенка ласковыми словами и дают лакомство. Первое время поноску лучше всего класть на совершенно открытое место, в дальнейшем можно постепенно усложнять ее отыскивание, помещая поноску в густой траве и в кустах. После того как все перечисленные выше приказания будут выполняться щенком вполне удовлетворительно, не мешает для развития у него большей сообразительности заставлять его приносить поноску, оставленную где-либо скрытно от него. С этой целью во время прогулки берут щенка на поводок, дают ему понюхать поноску и спустя несколько минут незаметно для него роняют ее на своем следу. Пройдя шагов двадцать-тридцать, показывают щенку, что в руках ничего нет, после чего приказанием подай с одновременным указанием направления движения заставляют щенка принести поноску. Дистанцию, как и в первых случаях, постепенно можно удлинять, если на более близком расстоянии щенок находит и приносит поноску, Описанный способ обучения наиболее применим к отдельным щенкам, обладающим природным влечением к поноске и подаче. При занятиях с более упрямыми и туго поддающимися щенками этот способ не всегда может дать положительные результаты. Бывают случаи, когда собака, уже начавшая удовлетворительно подавать, вследствие некоторого утомления или отвлечения другой интересующей ее обстановкой отказывается выполнить приказание "подай", а натасчик не настаивает на своем. Такое поведение со стороны натасчика дает собаке повод отказываться от выполнения этого приказания и в дальнейшем. Вот почему необходимо ни разу не допускать ослушания собаки и всячески добиваться выполнения отданного приказания, не проявляя при этом ни малейшего раздражения, При обучении поноске упрямого щенка или взрослой неподатливой собаки приходится применить несколько иные методы. Лучше всего начинать с ним занятия в домашней обстановке, а затем уже проводить их на воздухе, на какой-либо огороженной площадке, где щенок не отвлекался бы ничем посторонним. Во время этих занятий на щенке должен, быть надет ошейник в виде удавки (без колючек). Подозвав к себе щенка и погладив его, отдают ему приказание "сядь". Одновременно (чтобы он не лег) держат его правой рукой за ошейник, а левой рукой легко нажимают на заднюю часть спины (в области крестца), повторяя приказание "сядь" до тех пор, пока щенок не сядет. Продержав его в таком положении 1-2 мин, дают приказание "встань", подзывают к себе и ласково оглаживают. Затем снова отдают приказание "сядь" и постепенно ослабляют нажатием рукой (в дальнейшем при выполнении щенком приказания совершенно не прибегают к помощи руки). Отдав щенку приказание "сядь", правой рукой со словом «возьми» дают ему в рот поноску; если щенок, крепко стиснув зубы, не раскусывает рта, то левой рукой быстро разжимают его рот, а правой вкладывают в рот поноску. При этом необходимо следить, чтобы щенок не закусил себе губу: причинив ему боль, легко возбудить в нем неприязненное отношение к поноске. Когда поноска у щенка во рту, ему говорят "держи". Необходимо, чтобы он продержал ее 1 - 2 мин. На всякий случай держат наготове левую руку под нижней частью морды щенка; если он выкажет намерение наклонить голову и выбросить поноску, сейчас же приподняв этой рукой его морду, строго приказывают ему "держи". Потом оглаживают его левой рукой и, произнося "дай", правой рукой берут у него поноску. Если щенок закусывает поноску и не желает отдать ее левой рукой разжимают его рот, а правой одновременно с приказанием дай берут поноску. В тех случаях когда подмечается склонность щенка крепко зажимать зубами поноску и упорно не давать ее, полезно несколько раз подряд Дать ему поноску, говоря "возьми", и сейчас же взять обратно, говоря "дай". Занятия в течение трех-пяти дней позволят достигнуть такого положения, что при даче щенку поноски он будет раскрывать рот, а по требованию дай - легко отдавать ее. После того как щенок охотно берет поноску и не выпускает ее изо рта до приказания "дай", можно его заставить носить ее. Для этого усаживают щенка, дают ему держать поноску, зацепляют карабином поводка за кольцо ошейника и с приказанием неси идут с ним небольшое расстояние, внимательно следя за тем, чтобы он не бросил поноску. Если щенок бросит поноску, то тут же на ходу, повторяя приказание "неси", ее снова дают ему и одновременно в виде наказания слегка дергают за поводок. Ошейник сжимается и дает тем самым щенку почувствовать, что он провинился, бросив поноску. Это одно из легких упражнений, которое щенок быстро усваивает, он постепенно привыкает носить данную ему поноску до того момента, когда у него возьмут ее. Следующим упражнением является подача поноски, которую дали щенку держать. Усадив щенка, дают ему поноску и с приказанием держи отходят от него на несколько шагов (примерно десять-пятнадцать). Затем жестом подзывают его и при подходе снова заставляют сесть, повторяя приказание "держи". Потом, говоря "дай", берут у щенка поноску, после чего в виде одобрения оглаживают его. Теперь уже можно считать щенка достаточно подготовленным к началу занятий с ним по самостоятельной подаче поноски с пола. Занятие проводится так. Поноску кладут на пол или на землю и подводят к ней щенка. Наклонив левой рукой его голову, одновременно с приказанием "возьми" вкладывают ему в рот поноску и, приказав "держи", стремительно отбегают от него шагов на десять. Затем, подзывая и приказывая "подай", заставляют принести поноску. Если щенок во время подачи выбросит поноску, надо сейчас же вернуть его к прежнему месту, дать ему поноску и, подергав за ошейник, помочь ему понять, что он поступил неправильно. После этого нужно снова отойти от щенка и подозвать его к себе при его подходе со словом дай взять у него поноску, затем поощрять словами и дать лакомство. Когда щенок твердо усвоит это упражнение, можно положить поноску и, отойдя с ним на небольшое расстоянии приказанием подай заставить его самостоятельно принести поноску. Если щенок не идет за поноской и как бы недоумевает, чего от него хотят, нужно взять его на поводок и, повторяя довольно строго приказание "возьми", заставить его взять поноску. Затем, произнося приказание "подай", надо отбежать на то место, откуда было отдано первоначальное приказание, и, подозвав щенка, взять у него поноску. Если описанные выше упражнения проводить со щенком систематически и не переходить от одного к другому до тех пор, пока он твердо не усвоил предыдущего, то примерно в месячный срок (в зависимости от развития щенка) можно добиться отчетливого выполнения всех требований, касающихся поноски. В дальнейшем необходимо будет лишь удлинять расстояние подачи поноски. От легавой собаки подача на охоте убитой птицы, как уже сказано, требуется в редких случаях. Однако если есть желание обучить ее этому, то целесообразнее заняться таким обучением лишь в конце второго поля, предварительно закрепив все ее основные качества работы. Начиная занятия по подаче собакой птицы, следует иметь убитую мелкую дичь: бекаса, дупеля, кулика или перепела. Принцип обучения тождествен обучению подаче поноски. Манера подачи, т. е. как и за какое место собака должна брать дичь, обычно определяется самой собакой: она берет так, как ей удобнее. Мелкую дичь собака обычно берет поперек тушки, а крупную (например, тетерева или утку) - за крыло. Важно, чтобы собака не мяла дичь, а это зависит главным образом от индивидуальных врожденных свойств собаки. Собак, у которых наблюдается так называемая "мертвая хватка", лучше не заставлять подавать дичь. Отучить собаку от мертвой хватки крайне сложно. А прибегать к различного рода ухищрениям (например, смягчать прикус путем искусственной поноски, вызывающей при сильной хватке уколы) нецелесообразно, так как они могут привить собаке боязнь поноски и навсегда отучить ее от какой бы то ни было подачи. На некоторых собак очень плохо действует ощущение во рту перьев, и они всячески стараются освободиться от неприятной поноски. Можно применить такой прием: тушку птицы обертывают тряпкой, слегка закрепляя ее ниткой. После нескольких занятий с такой тушкой, когда собака освоится с незнакомым для нее с ощущением во рту, можно будет проводить занятия и без тряпки. Не следует думать, что собака, хорошо обученная подаче различных предметов, будет сразу правильно держать, нести и подавать дичь. У нее наверняка возникнут некоторые осложнения. Например, для того чтобы держать во рту птицу, ей приходится довольно широко раскрывать рот. Поднять птицу с земли и схватить ее за наиболее удобное место гораздо сложнее, чем взять какой бы то ни было твердый предмет. Поэтому требуется применять много поощрений и запастись терпением на случай первых неудач. И всегда следует помнить, что если вне охотничьей обстановки собака вполне усвоила приемы подачи птицы, то это еще не значит, что она будет так хорошо подавать убитую птицу и на охоте. На первых порах заставляют собаку на охоте подавать не больше как один-два раза и только мелкую дичь; в случае ее ослушания спокойно применяют приемы домашней дрессировки. Особое внимание обращают на то, чтобы после удачного выстрела собака не бросалась самостоятельно (т. е. без приказания) подавать убитую дичь. В последнем случае необходимо строгим приказанием лежать уложить собаку. Затем взять ее на поводок, вернуть к месту последней стойки, все время одергивая поводком и приговаривая "назад, назад". После этого следует уложить ее на месте, пойти и взять руками стреляную дичь. При следующей работе собаки нужно быть наготове, имея в руках поводок или бечевку, прикрепленную к ошейнику. Если после выстрела и падения птицы собака попытается броситься за ней, надо одернуть ее за поводок и, произнеся приказание "лежать", уложить. Такой прием предостережет собаку от дальнейших нарушений правильной стойки и учит подавать птицу только по приказанию. В дальнейшем, когда собака уже достаточно твердо усвоит порядок подачи дичи на сухом месте, можно приступить к занятиям по подаче дичи из воды. К этому времени необходимо добиться, чтобы собака охотно шла в вожу и подавала брошенную туда поноску. Занятия следует начинать с подачи кулика, бекаса, дупеля. Бросив убитую дичь недалеко от берега на сравнительно мелкое место, приказанием "подай" заставляют собаку принести птицу. Может случиться, что собака упорно не пожелает пойти в воду и подать птицу или, доплыв до нее, не возьмет ее и возвратится обратно. В этом случае нужно взять птицу из воды, положить ее где-либо в траве на берегу, проделать с собакой упражнения по подаче дичи, после чего снова заставить ее подать дичь из воды. Если собака снова не выполнит приказания, что случается чрезвычайно редко, то следует положить дичь в воду в мелком месте, где свободно можно пройти, подозвать собаку и, наклонив рекой ее морду, строгим приказным "возьми" заставить взять дичь. В случае неповиновения надо рукой разжать ей рот, вложить в него дичь, и, сделав приказание "держи", быстро выйти на берег. Затем ласково подозвать к себе собаку, повторяя при этом приказание "подай". Когда собака подаст дичь, надо ее огладить и дать ей лакомство. Наказания при таких занятиях могут сильно повредить и навсегда отучить собаку от подачи дичи из воды. Последним и наиболее сложным уроком является обучение собаки подавать убитую дичь, упавшую на противоположный берег. Проводят его так. Выбирают какой-либо ручей или мелкое место в речке, где можно пройти вброд. Дрессировщик переходит вместе с собакой на другой берег, кладет убитую дичь неподалеку от воды, отдает собаке приказание подать дичь и одновременно с этим быстро возвращается (вброд или по какому-либо переходу) на прежний берег, подзывая к себе собаку, говоря "подай". Если предшествовавшие уроки собакой были усвоены, то она послушно перейдет или переплывет водоем и подаст дичь. Если же почему-либо она, подойдя к берегу, бросит дичь и явится без нее, следует сейчас же вернуться с собакой к тому месту, где брошена дичь, и заставить ее, строго повторяя "держи", следовать за собой через реку. Хорошо иметь лодку, при наличии которой можно быстро отплыть на противоположный берег, внимательно следя за собакой и повторяя приказание "держи". Не следует сразу же, как только собака достигнет берега, брать у нее дичь, иначе она привыкнет бросать ее, едва доплыв до берега. Надо быстро отойти от берега на десять-пятнадцать шагов, ласково подозвать к себе собаку и при подходе ее дать приказание сядь и через 1 - 2 мин со словом "дай" взять у нее птицу и ласк погладить. После того как собака усвоит это упражнение, можно уложить ее и, дав ей понюхать имеющуюся в руках дичь, бросить эту дичь на противоположный берег речки или ручья и следить за тем, чтобы собака без приказания ни в коем случае не бросалась подавать дичь. В случае даже малейшего ее движения следует строго отдать приказание лежать и продержать ее в таком положении 1 - 2 мин. Такое сдерживание собаки принесет пользу: она не будет без приказания бросаться за убитой дичью; кроме того, это сдерживание несколько разгорячит собаку, и она, услышав приказание "подай", охотнее выполнит его. Если в будущем собака на охоте не выкажет того послушания, какое было во время занятий с ней, то придется временно прекратить охоту и уделить полчаса времени на повторение занятий по подаче дичи. Иначе можно постепенно так избаловать собаку, что даже опытный егерь не сумеет ее исправить. ЛЕОНТЬЕВ В.В. "ОХОТНИЧЬЕ СОБАКОВОДСТВО", Санкт-Петербург, 1996
Источник: http://"ОХОТНИЧЬЕ СОБАКОВОДСТВО", Санкт-Петербург, 1996 |