Среда
18.10.2017
01:06
Форма входа
Категории раздела
статьи о гончих [72]
статьи о разном [49]
стандарты пород [8]
статьи о легавых [54]
все что связано с легавыми
Поиск
Погода

Наш опрос
какой породе отдаете предпочтение?
Всего ответов: 473
Мини-чат
Друзья сайта
  • Все для велосипеда
  • Охотничьи собаки Вятки
  • Статистика

    Онлайн всего: 1
    Гостей: 1
    Пользователей: 0

    Первый Украинский сайт о гончих

    Каталог статей

    Главная » Статьи » статьи о разном

    Охотничьи наговоры
    Охотничьи наговоры
    М. Булгаков

    ОХОТНИЧЬИ НАГОВОРЫ
    Наиболее умелыми, ловкими и бесстрашными промышленниками Саян несомненно являются русские старообрядцы. Постоянная, можно сказать вековая близость их к лесу сроднила с ним и его обитателями, которых они без всяких границ используют в своих промыслах. Староверы-промышленники сберегли некоторые традиции и в то же время отличаются большой инициативой.
    Русские старожилы-охотники некоторых местностей Саянского района сохранили молитвы, перешедшие по преданию от старого поколения к молодому. Однако в настоящее время молитвы или наговоры эти в среде охотников являются редкостью, и знают их только глубокие старики, но все же они представляют интерес как образчики религиозной мысли охотника.
    Сказания записаны со слов крестьянина Даурской волости, Ачинского уезда Андрея Семеновича Киселева, 76 лет.

    Наговор 1-й: «Стану я, раб Божий (имярек), благословясь, и пойду, перекрестясь, из избы дверьми, из ворот в ворота в святое чистое поле и под восток и восточную сторону, выйду на океан-море. На святом океан-море есть святой Белый остров, на том святом Белом острове стоит храм Господень, в этом храме Господнем есть престол Господень, на том престоле сидит Мать Пресвятая Богородица и Дева Мария. Приду я, раб Божий (имярек), поближе и помолюсь и поклонюсь пониже. Мать Пресвятая Богородица, посылай-ка своего любимого Апостола Михаила Архангела на сивом коне, на черногривом, с тугим луком и с каленою стрелою в крутые горы и темные леса, по ельникам, по кедровникам, по пихтовникам, по соснягам, по листвягам, по осинникам, по черемушникам и по болотникам залучать и загонять рыскучих зверей со всех сторон в мои ловушки, в мои поставушки, в плашки, в кулемки — белку чернохвостую, краснохвостую, бусорылого соболя, черноусого колонка,— и в моих ловушках, и в моих поставушках есть живность сладкая медовая. Окажись моя живность слаще меду и слаще медовой патоки и слаще сладких напитков. В заключение же всего будьте мои слова крепки и крепки. Крепче ножа, крепче камня, крепче шила бергуляцкого».

    Наговор 2-й, предохраняющий от «изурочения»: чтобы никто не мог испортить промысел, заговор предохраняет от «порчи» самого охотника, коня, собаку: «Стану я, раб Божий (имярек), благословясь...» и т. д. почти повторяется «наговор 1-й».

    Наговор 4-й: чтобы ружье «не выдало», не изменило. «Иван Златоуст и ты же Громов сын, ты своими тугими луками, калеными стрелами разбивал сырые боры и крутые горы, каменные пещеры, так бы било-разбивало мое огненное ружье порохом кипятым, свинцовою пулею зверя ходящего и птицу летящую. Порох-гром, а пуля — моя кровь. Аминь».
    Из книги «Саянский промыслово-охотничий и соболиный промысел в нем». СПб, 1921 [Отчет Саянской экспедиции (1914—1916) под начальством старшего специалиста по промысловой охоте НКЗ Д. К. Соловьева].

    ОХОТНИЧЬИ МОЛИТВЫ И ЗАКЛИНАНИЯ
    Сообщение Н. В. Белевича
    «...Недавно моя жена, разбирая сундуки, достала старые тетради и спросила меня, можно ли их уничтожить. В одной из этих тетрадей я нашел охотничьи молитвы, записанные мной 10 лет назад в глухой деревушке Верхо-турского уезда, на берегу реки Сосьвы. Деревушка маленькая, кругом — тайга, в одну сторону — 100 верст до Верхотурья, в другую — 500 верст до Пелыма. Я хотел купить лыжи, с лыж разговор перешел на сохатых и медведей, а там и на чертовщину. Мужичков набралось человек десять, вероятно, все жители маленькой деревушки, и мы проговорили далеко за полночь. На другой день утром я записал молитвы, услышанные от охотников. Обратите внимание, что на шести облавах, которые мы делали нынче ночью в Серьгах, я, владелец молитв, всех обстреливал и, между прочим, убил лису, чего здесь никогда не бывало». (Из письма П. М. Вавилова, внука автора «Охотничьей энциклопедии», к Н. В. Белевичу.)

    I
    Во имя Отца и Сына и Святого Духа. Встану я, раб, благословясь, пойду, перекрестясь, омоюся росой, утрусь пеленой, подпояшусь зарей; из избы дверьми, из ворот воротней, в чистое поле, в восточную сторону; под красное солнце, под элат месяц, под частые звезды, под буйные ветры, ставить ловушки, поставушки, слонцы и колодизы, медные и золотые гайтаны ко всем святым деревам, к которым Господь повеле! Обнавешаюсь луками и обнатычусь калеными стрелами; стрелами стреляю — врага прогоняю. Затынуся тыном железным с земли до небеси, эатворюся три-ети булатными дверями, запруся три-ети замками, три-ети золотыми ключами, брошу эти ключи в окиян-сине море. В окиян-синем море есть три рыбы киты; на этих трех рыбах земля-мати стоит крепко-накрепко, крепче булата и камени, жарче огня и пламени, от ны и до веку. На середь окиян-синя моря стоит соборная церковь, в том соборе — Пресвятая Божья Матушка. Подошел я к ней поближе, наклонился пониже: Пресвятая Божья Матушка, благослови меня, раба (имярек), полесовать сходить. Возвратился я к ней назад: Пресвятая Божья Матушка Богородица, дай Ты мне всех святых святителей, небесных апостолов Галантея, Валамнея, преподобного Ермолая. Пошел я с ними, благословясь, пошел, перекрестясь, пришел, благословясь, начал полевать, перекрестясь. Благослови Ты меня, Пресвятая Божья Матушка Богородица, зверей половить, как мне преподобны: белые яры-добыточны зайцы, лисицы желтые, рыси бурнастые, коротколапы, черноухи, кривоноги, от ны и до веку, Аминь!

    II
    Во имя Отца и Сына и Святого Духа. Кто на меня, на раба, думами подумает, мыслями помыслит, несчастливым духом, еретницким словом тому злу-лиху человеку соли-песку в глаза, сущены меж щеки, деревяшка меж зубы. Завесь ему, Господи, очи оболоком, отними ему, Господи, руку и ногу завидящему, лихому. Мне на ту проторь Господь подавай, Господь подавай, Господь подавай вдвое, втрое. Истинно Христу — Царь небесный, Галантей и Валамней и преподобный Ермолай! Идите-ка вы на все четыре стороны и за тридевять лесов и тридевять концов. Свистят и гаркают, гонят и бежат белые яры-добыточные зайцы, коротколапы, черноухи, кривоноги рыси бурнастые прямо в мои ловушки, поставушки, слонцы и колодицы, медные и золотые гайтаны. Взад бы не ворочались, вперед не потыкались, на сторону не отвертывались, под гайтан не подныривали. У меня в ловушках, у меня в поставушках питеры-етеры, от ны и до веку. Аминь.
    (Когда увидишь или убьешь дичь). Не радуйся, мое ердце, не веселися, моя кровь! Радуйтесь, ловушки, посавушки и колодицы, медные и золотые гайтаны ко всем святым деревам, к которым Господь повеле.

    IV
    (Когда моешь гайтан). Как ключи на ключи текут-бежат сквозь гору-камень к Лазареву камню, взад не ворочаются, вперед не подтыкаются и на сторону не отвертывают, так бы и вы бежали, белые яры-добыточны зайцы, взад бы не ворочались, вперед не подтыкались, на сторону не отвертывали, прямо в мои ловушки, поставушки, слонцы, колодицы, медные и золотые гайтаны. Аминь.

    V
    (Когда вынимаешь зайца из гайтана). Идет душа райком; она беспонятна, безответна и бесповоротна; так бы и вы бежали беспонятно, безответно и бесповоротно, прямо в мои ловушки, поставушки, слонцы и колодицы, медные и золотые гайтаны. Аминь.

    М. Булгаков

    «Охота», № 8 1906 г.

    Источник: http://«Охота», № 8 1906 г.

    Категория: статьи о разном | Добавил: Vladimir72 (26.08.2010) | Автор: М. Булгаков
    Просмотров: 520 | Рейтинг: 0.0/0
    Всего комментариев: 0
    Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
    [ Регистрация | Вход ]