Четверг
25.04.2024
18:22
Форма входа
Категории раздела
статьи о гончих [72]
статьи о разном [49]
стандарты пород [8]
статьи о легавых [54]
все что связано с легавыми
Поиск
Погода

Наш опрос
принес ли этот сайт Вам что то полезное?
Всего ответов: 78
Мини-чат
Друзья сайта
  • Все для велосипеда
  • Охотничьи собаки Вятки
  • Статистика

    Онлайн всего: 1
    Гостей: 1
    Пользователей: 0

    Первый Украинский сайт о гончих

    Каталог статей

    Главная » Статьи » статьи о легавых

    Подготовка легавой собаки к охоте
    Подготовка легавой собаки к охоте

    Предлагаемая читателю работа никакой претензии на новизну не имеет и предназначена в основном для молодых охотников, как конспект из многочисленных трудов и собственного, более чем тридцатилетнего опыта натаски и охоты с легавыми, в основном гордонами, т. е. шотландскими сеттерами.

    Свойства собаки складываются из инстинктов полученных ею по наследству, и навыков, приобретенных ею за личную жизнь. Инстинкты собаки или усиливаются в течение ее жизни, или ослабляются в зависимости от того, идут ли они вразрез им. Путем постоянного, из в поколения в поколение укрепления привитых навыков мы можем ослаблять и наконец, уничтожить врожденный инстинкт, а равно создать новый.

    Порода собак, исполняющая в течение многих поколений определенные обязанности и приобретшая благодаря этому определенные устойчивые качества, лучше передает их потомству, чем собака, предки которой не работали в данной плоскости. Чем ярче врожденные инстинкты собаки (чем породистей собака), тем большего мы можем от нее требовать в этой плоскости, но тем труднее ее дрессировка.

    Дрессировкой мы называем создание в собаке навыков, при которых она под влиянием какого-либо внешнего раздражения, автоматически выполняет нужное нам действие, будь это действие параллельно врожденным инстинктам или же противоположно ему.

    В собаке постоянно происходит борьба между врожденными инстинктами и прививаемыми нами новыми навыками, если мы вовремя не укрепим достаточно навыка - не поможем ученику нужными упражнениями - собака перестает подчиняться нам и целиком поступает в распоряжение своих инстинктов, начинает "своевольничать", собака испорчена.

    Путь дрессировки: первоначально мы заставляем собаку тем или иным способом сделать то, что нам нужно, затем путем постоянного упражнения в данном действии мы переводим его в автоматическое, т. е. моментальное по своему выполнению. При этом необходимо идти от простого к сложному, в начале команда отрабатывается голосом, потом параллельно жестом, потом свистком.

    ПРАВИЛО: "Команда должна предшествовать требуемому действию, поданная команда должна быть выполнена во что бы то не стало".

    Собаку легче обучить, чем переучивать, т. к. в ней надо не только создать противополжный, новый навык, но и настолько сильный, чтобы он мог бороться с уже укоренившимся порочным навыком).

    Часть I

    Дрессировка

    1. Предварительные сведения. Нужна ли подача битой птицы?

    Лучше потерять несколько штук дичи, чем испортить молодую собаку в первый год работы. Следует категорически запретить ученику подавать битую птицу.

    В первый год работы молодой собаки охотнику нельзя стрелять птицу, если ее нельзя поднять самому. Можно допускать к подаче не ранее конца второго поля, сокращая случаи подачи до возможно меньшего количества.

    Сведения, необходимые собаке. Первые основные сведения (команды) состоят из четырех:
    1) на место,
    2) поди сюда (ко мне),
    3) нельзя (тубо),
    4) возьми или можно (пиль);
    и семи последующих слов также в порядке:
    5) ложись,
    6) тише,
    7) лечь (даун),
    8) ищи,
    9) тут,
    10) назад,
    11) вперед.

    Дальше идут комбинации из этих слов. Иногда порядок изучения семи команд может изменяться в зависимости от жизненной обстановки хозяина и условий, в которых живет собака.

    ПРАВИЛО: Надо выбрать о д н у команду которой Вы будите пользоваться, чтобы первоначально не путать собаку.

    Период до регулярных занятий

    Начальное воспитание - воспитание начинается в раннего возраста, с трех-шести недель (с первого дня, как Вы взяли щенка у заводчика). Частые прогулки дают много наблюдений и возможностей в дрессировке. Дрессировка начинается с выбора удобного постоянного места (не на сквозняке, не у печки, не на дороге и не на кухне.

    ПРАВИЛО: Кухня, места приема пищи людьми должны быть запрещены для посещения собаки).

    Команда "на место" - должна выполняться щенком немедленно. Место щенка должно быть неприкосновенным и там его не наказывать, чтобы он всегда охотно выполнял команду. Регулярную дрессировку начинать ранее трех месяцев не следует. (Однако надо начинать приучать к месту с первого дня появления щенка дома. Можно бросать кусочек лакомства на лежак, приговаривая: "на место", когда щенок научится подбегать к своей постели, поощрять выдерживая на месте некоторое время).

    2.Дрессировочный инвентарь.

    Ошейник не менее 2,5 см ширины, мягкой кожи,
    Цепочка, на которую сажать за провинность.
    Поводок или сворка - 1-1,5 м, с наружным карабином на одном конце.
    Чек-корда из прочной веревки, 7-8 мм толщины и 10-15 м длины или 25-30 м и брезентовые рукавицы. На одном конце корды карабин, на другом - петля 6-8 см; веревка проваривается в олифе, чтобы избежать намокания от воды и росы. Хорошо себя зарекомендовали капроновые ленты 20-30 мм шириной и 2-3 мм толщиной.

    Прикол - небольшой колышек с крючком на конце. Применяется он для удержания собаки на месте.

    Свисток - из любого материала, без горошины. (Не рекомендую ультразвуковой свисток , представьте себе ситуацию: Вы не можете понять, собака Вас не слышат или свисток засорился, кроме того, на охоте не возможно подать ультразвуковым свистком сигнал другому охотнику).

    Колокольчик или бубенчик - для определения места нахождения в зарослях или в лесу на слух.

    Лакомство - как поощрение за послушание: сыр, печенье, сушки, сухари. Дешевое лакомство - кусочки хлеба, поджаренные на говяжьем сале или сухарики высушенные в духовке.

    Плеть - из кожи, прожированная, длина ее 65-70 см, (никогда не наказывайте собаку рукой, лучше всего применять для этой цели прутик).

    Парфорс - удавка и строгий. Применяются оба для наказания и отучения от ошибок собаки (гоньба). Лучше строгий парфорс.

    ПРАВИЛО: Не надо приучать собаку к наказанию. Если наказание сделается привычным, то тогда в дальнейшем, придется усиливать степень наказания.

    3. Основные положения:
    Не заниматься с собакой сразу после того, как она сытно поела.
    Кормежку собаки желательно проводить самому дрессировщику. Производить ее лучше после занятий, к чему собака привыкает и охотно ест.
    Не переутомлять собаку, особенно в начале дрессировки слишком длинными и однообразными уроками. Первые признаки вялости собаки (в результате утомления) покажут конец занятий.
    Быть осмотрительным, но настойчивым в своих требованиях и каждый раз обязательно доводить их до конца. Лучше вовсе не требовать, чем приказывать и не добиться того, чтобы ученик послушался.
    Не переходить с учеником к новому занятию пока он хорошо не усвоит предыдущего и не будет выполнять его отчетливо. Прежде чем приступить к новому уроку, каждый раз повторить то, что он уже знает.
    Пользоваться вне уроков каждым подходящим моментом для того, чтобы повторить с воспитанником что-нибудь хорошо ему знакомое, чем утверждаются все прочнее и прочнее эти знания. (Особенно команду "даун", вообще эта команда является основным стопором, она как и "тубо", прерывает любое действие, после нее можно поощрять или наказывать ученика. Команде "даун",следует обучать одновременно с жестом - поднятой рукой, это очень Вам окажется полезным, когда Ваш ученик выйдет из зоны "слухового" повиновения).
    С того момента, как введено в уроках новое занятие, связанное с новым для собаки словом, не пропускать ни одного подходящего случая, чтобы не сказать этого слова ученику (например "возьми" - ничего не давать без этого слова).
    Не демонстрировать в период обучения перед чужими результаты дрессировки.

    Часть II

    4. Дрессировка дома

    Ежедневно внимательно наблюдать за воспитанником, как он ведет себя в тех или иных ситуациях.

    "Поди сюда" и "призыв на свист"

    К призыву "поди сюда" и на "свист" (один протяжный, можно повторяющийся через интервал свист) приучать лакомством, в чем требуется добиться полного совершенства, т.е. щенок бросает любимые игрушки, занятия и игры и со всех ног бежит на призыв. Применяется и жест - помахивание рукой, как бы подражая радостному повиливанию хвоста, этот жест в поле перейдет в жест - энергично поднимается и опускается рука или руки.

    "Нельзя", "возьми", "брось"

    Команду "нельзя" ("тубо") и "возьми" удобнее применять вместе, при даче лакомых кусочков. Очень важно поймать два момента: не затянуть эти отказы то того, чтобы щенок перестал стремиться к лакомству, и второй - дать ему этот кусочек не по его, а по вашей инициативе.

    С того момента, как произнесены первый раз эти оба слова, принять на себя нравственное обязательство: никогда, никакой еды, будь то лакомство или обычная еда - не давать питомцу без разрешения. Необходимо добиться от питомца того, чтобы он даже не тянулся к вкусному кусочку, а без вашего приказания сам стал ожидать слово "возьми". Промежутки между "нельзя" и "можно" постепенно увеличивать от 1 минуты до 10 и более.

    Следующий этап - приучение к вежливости, чтобы воспитанник не хватал "с рукой" вкусный кусочек, а "вежливо" брал с рук (нельзя отдергивать назад руку с лакомым кусочком). При упрямстве - зажимать кусочек в кулаке, чуть высовывая его.

    ПРАВИЛО: Во время еды хозяев питомец никогда не должен присутствовать. Его необходимо послать на место, где он и остается, пока не позовешь. Если щенок не слушается и сходит с места, его следует посадить на цепочку, укрепленную над его местом.

    "Брось" ("тубо")

    Большинство собак, особенно молодые, во время свободного выгула и прогулки стремятся схватить и проглотить найденный бросовый кусочек (хлеб, мясо, кость, масляные бумаги и другие отбросы).

    Явление это крайне нежелательное. Собаки легко заражаются глистами и даже бывали случаи отравления. Команда "брось" поможет предостеречь и даже избавиться от этого порока. Во время игры со щенком, незаметно от него, положить лакомый кусочек на пол. Как только щенок найдет и возьмет в рот, дается немедленно команда "брось". Если щенок не выбрасывает кусочка, а старается проглотить, то одной рукой охватывают морду сверху, а другой оттягивают нижнюю челюсть книзу с командой "брось". Если при этом щенок не выбрасывает кусочка, то применяется "вытряхивание", действие более неприятное для него. Необходимо обязательно добиться выброса кусочка изо рта. Если все же собака проглотит схваченный кусок, не смотря на приказание, следует стегнуть покрепче плеткой, повторяя команду "брось".

    "Ложись"

    Эта команда применяется при укладке собаки на место. Команда отдается ласково и настойчиво, не повышая голоса. Избегать повторения приказаний. Применять поощрения и награды за хорошее и скорое выполнение приказания.

    Следует четко разделять "ложись" и " даун". Не давать ученику оба эти занятия вместе, а соблюдать необходимую последовательность. Невыполненная команда "ложись" (на место) служит и в дальнейшем причиной плохого послушания собаки. Достаточно лишь два-три раза не проследить до конца выполнение приказания "ложись", чтобы собака привыкла к необязательности выполнения приказания и безнаказанности.

    Лучше не отдавать команды, если нет условий для ее выполнения. (В дальнейшем можно пользоваться командами "на место" и "даун" исключив "ложись").

    "Тише"

    Устанавливается при подводке к еде.

    "Лечь" ("даун")
    Собака должна быстро лечь, почти упасть и лежать, не меняя правильной позы без разрешения. Обучение ему относится на более поздний период ввиду физической неподготовленности щенка.

    ПРАВИЛО: Занятие упражнениями доводится до того, чтобы выполнение приказания "лечь" было автоматическим.

    Начинать обучение "лечь" ("даун") можно с 6-7 месяцев. Главная цель, чтобы щенок упал и в правильной позе. Эти два момента должны слиться в одно целое и не переходить к выдержке пока не будет достигнуто. Обязательно, каждый раз, должны заставить его лечь правильно, даже на волосок не отклоняясь от правильного положения. Приказаний "поправиться" не должно быть, т.к. оно исключает автоматичность беспрекословность выполнения "даун". Как только щенок будет правильно выполнять "лечь", можно выдерживать его в положении "лечь" перед лакомыми кусочками несколько минут. Время постепенно увеличивают, и в конце месяца щенок будет выдерживать "даун" 30 до минут. Одновременно с "даун" поднимается рука для приучения к месту. При обучении "даун" на расстоянии и стремлении щенка подойти к дрессировщику обязательно вернуть его на то место, где он был во время приказания. Постепенно следует приучать к "даун" на расстоянии, постепенно же увеличивая это расстояние и время выдержки.

    "Ищи" и отход от найденного.

    Для отыскания убитой дичи. Метод: три лакомых кусочка: один прячется, один кладется на пол и третий держится в руке. Кусочек на полу при "даун" разрешается съесть. Третий кусочек условно бросается, прячется в кармане и ученика заставляют искать. Строго следить за щенком, как только найдет спрятанный кусочек следует приказание "тубо" и "даун" .

    Хорошо усвоенный учеником этот урок с отличным исполнением "ко мне" или по свистку "обеспечит отход от найденного кусочка". Расстояние постепенно увеличивать и добиться, чтобы щенок приходил по первому свистку. Эти занятия начинать в 7 - 8 месяцев и во всяком случае не ранее безукоризненного выполнения "даун" на расстоянии.

    "Тут"

    Применяется:
    при отыскании убитой дичи (ищи, жест рукою и "тут");
    при укладывании на месте ("даун", жест рукою и "тут").

    Этим заканчивается цикл занятий проводимых в закрытой домашней обстановке.

    "Назад", "вперед", "рядом".

    Занятия проводятся на открытом воздухе, во время прогулок. Предпочтительнее заниматься в закрытом дворе, садике, чем в тесной комнате. Обучение "назад", "вперед" проводится рано утром, по малолюдной улице, вдоль забора, возвращая ученика к ноге каждый раз со словом "назад" как только щенок выдвинется вперед за линию ноги натасчика. Проводить настойчиво, начиная прогулку с 5 минут и доводя ее до 20 минут. Достигнув этого, можно перейти к тому, чтобы щенок не пытался высовываться вперед, шел рядом, при этом подавать команду "рядом" (что бы не высовывался, можно помахивать плеткой или хворостинкой перед носом).

    Следующий этап - хождение собаки между дрессировщиком, деревьями и людьми на свободной сворке. Вначале щенок будет отходить в сторону и за деревья. Сворка его отдернет и со словом "назад" приведет к ноге. Далее идет занятие - хождение у ноги без сворки (применяется волочение конца веревки). Затем вводится новое понятие "вперед", приятное для щенка, по указанному ему направлению, а не туда, куда он хочет. Щенок идет спокойно рядом. Быстро рукою показывается направление, говорится "вперед" и вместе со щенком следует бежать в этом направлении. Одновременно один конец поводка отпускается и он свободно выходит из кольца, продернутый предварительно сверху.

    Почаще упражнять щенка в уроках "назад", "вперед". Если щенок далеко ушел и не может услышать команды "назад" обычным голосом, то подозвать его сначала свистком и, когда он подбежит, отдать приказание идти рядом. Ни в коем случае не следует давать команду "назад" криком.

    Методы воздействия

    В случае упорного и настойчивого характера щенка, непременно добиться победы в первый же урок. Если вынужденно придется наказать, то без жалости ударить плетью, но и без злобы и ожесточения.

    Часть III

    5. Дрессировка в поле. Сборы и первый выход.

    Берется инвентарь:
    1) свисток,
    2) сворка,
    3) плетка и
    4) коробочка с лакомством.

    Пойти на открытые лужайки с кустами. Отпустить щенка с поводка, дать ему полную свободу и наблюдать за ним внимательно. Такое наблюдение необходимо для определения характера и темперамента собаки.

    По характеру и темпераменту собак разделяют на четыре группы.

    Группа нервно-робких собак

    Самые тяжелые собаки при дрессировке и в натаске, боящиеся всякого движения и шелеста. Первое время просто надо гулять, пока она знакомится с обстановкой. Начинать занятия с исключительно мягкой настойчивостью, без повышения голоса. Начинают работать такие щенки пестро - неуверенно. На второй год такие собаки становятся совершенно другими - уже не подталкивать и ободрять, а нужно сдерживать и осаждать, вплоть до применения парфорса.

    Группа энергично-смелых собак

    Дать вволю набегаться. Когда он вымарается и бросит гоняться за всем летящим, дать свисток, команду "поди сюда", приласкать, угостить лакомством и дать хорошенько отдохнуть. И так несколько дней. Когда он поймет, что не поймать "летящих" и будет только посматривать вслед, подозвать свистком и наградить лакомством. Далее почаще подзывать ученика свистком, соблюдая, как и при домашней дрессировке, определенную последовательность в дальности расстояния и трудности для щенка - оторваться от того, что он делает.

    Если ученик не отзывается в первый раз на свист, то спрятаться и наблюдать за ним. Скоро он обратит внимание на отсутствие дрессировщика и начнет искать. Вначале не показываться и, когда он будет в большой тревоге, снова подозвать свистком и наградить лакомством. Не затягивать наблюдение за поиском ученика, чтобы не пришлось его искать в другом месте иди догонять.

    По мере ознакомления ученика с окружающим миром в поле постепенно пройти всю программу домашней дрессировки, за исключением на "место". Следить четко за исполнением всех требований.
    Требования к занятиям в поле остаются те же, только "ищи" и "лечь", ввиду большого района действия, будут несколько отличаться.

    "Ищи" - отличается от домашнего использованием ветра и разнообразием урока ввиду большей территории.
    "Лечь" - сделать у найденного кусочка . Собака должна падать по первому приказанию с любого хода и на любом расстоянии.

    Занятия проводятся на открытой и хорошо просматриваемой местности. Собака укладывается у ноги. Затем жестом руки указывается направление и дается команда "вперед". Как только собака удалится на 20-30 метров, дается команда "лечь" или "даун". Если собака выполнила быстро и правильно "даун", то она подзывается к себе командой "поди сюда" или "ко мне" и награждается лакомством. Каждый раз направление меняется и увеличивается расстояние отхода собаки. Если ученик плохо выполняет команду "даун", то следует пристегнуть к ошейнику длинную веревку и дернуть за конец ее после дачи команды "даун". За правильное исполнение учеником команды "даун", применять ласку и награждать лакомством.

    Иногда после команды "даун", стремится подойти к натасчику и лечь у ног. Следует немедленно отвести его на место, где он находился в момент дачи при-казания и уложить.

    Полезно время от времени скрываться за дерево или за куст, (можно лечь в траву). Ученик, как только заметит, что не видно хозяина, немедленно забеспокоится и начнет искать его. Эту связь и контакт ученика с хозяином надо подкреплять также лакомством.

    К команде голосом и жестом подключается команда свистком. Так как мы требуем чтобы ученик падал по первому приказанию "даун", то для этой команды свисток дается резкий и короткий дважды. (Жест - поднятая рука). Для подзыва к себе дается один протяжный свисток. (Жест - энергично поднимается и опускается рука или руки). Если требуется изменить направление или повернуть собаку, то дается свистком один короткий, но не резкий, спокойный сигнал. (При изменении направления, одновременно со свистком, жестом необходимо указать нужное направление вытянутой рукой, тот же жест при командах "ищи" и "тут").

    Группа вялых (флегматичных) собак.

    Собаки апатичные, работают без огня, если даже они пойдут в первое поле.

    "Проснувшаяся собака"

    Этот тип принимается работать на второй или третий год, из которого выходят выдающиеся работники.

    Источник: http://hunfi.ru

    Категория: статьи о легавых | Добавил: Vladimir72 (15.07.2010) | Автор: Петр Петрович Ройтберг
    Просмотров: 727 | Рейтинг: 0.0/0
    Всего комментариев: 0
    Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
    [ Регистрация | Вход ]